Персональный сайт Подшиваловой Н.П.Четверг, 23.11.2017, 08:18

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Ученическая страница | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

***

***
конкурс сайтов

Поиск

***
Образовательный портал Оренбуржья Сайт Образовательный портал Оренбуржья

Читайте сегодня

Сертификаты сайта

Страница предназначена ученикам.

 Рекомендации по оцениванию ответа выпускника основной школы по биологии
 

При оценивании ответа главное внимание обращается на соответствие знаний и умений выпускника требованиям государственного стандарта основного общего образования. Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается отдельно по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их среднеарифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер:
 
Первый вопрос билетов
 
Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает знания основных теорий, законов, общебиологических понятий; логично излагает основные положения и принципы биологических закономерностей, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств. Выпускник демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы.
 
Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допуска
ет биологические неточности, негрубые биологические ошибки.
 
О
тметка «3» ставится, если выпускник имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.

 

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.
 
Второй вопрос билетов
 

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник осваивает знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, природных и искусственных экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ в экосистемах). Наряду с освоенными знаниями учащийся демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобные и ядовитые грибы; выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания; анализировать последствия деятельности человека в экосистемах.
 
Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.
 
Отметка «3» ставится, если выпускник имеет отрывочные знания об усложнении растений и животных в процессе эволюции, экологических факторах, экосистемах, биоразнообразии, его роли в сохранении биосферы, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления, выявлять различные типы биологических связей в природе.
 
Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы экзаменатора или не дает ответа на предложенный
вопрос.
 
Третий вопрос билетов
 
Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает освоение знаний о строении, функциях, размножении, гигиене человека, его биологической и социальной сущности, высшей нервной деятельности; овладение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, соблюдения мер профилактики различных заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ&инфекции, вредных привычек, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
 
Учащийся в ответе не допускает биологических ошибок и неточностей.
 
Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, причин наследственных и приобретенных заболеваний, их профилактики, влияния факторов риска на здоровье и здоровье окружающих.
 
Отметка «3» ставится, если выпускник имеет фрагментарные знания о строении и жизнедеятельности человека, внутренней среде организма, иммунитете, рефлексе как основе жизнедеятельности организма, неправильно трактует биологические понятия, не может применить теоретические знания о строении и жизнедеятельности организма человека на практике и в повседневной жизни.
 
Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.
 

 

Задачи по генетике (с ответами)

1. Ген - это определенный участок ДНК, в последовательности азотистых оснований которого закодированы структуры некоторых клеточных продуктов - белков, т-РНК и р-РНК. Сама ДНК обладает способностью к ауторедупликации в каждом цикле клеточного деления, при которой каждая из цепочек двойной структуры является матрицей для вновь синтезируемых молекул. При этом соединение азотистых оснований нуклеотидов одной цепочки с азотистыми основаниями другой осуществляется по принципу комплементарности : аденин (А) - тимин (Т) - гуанин (Г) - цитозин (Ц).
Этот же принцип сохраняется и во всех процессах матричного синтеза нуклеиновых кислот в ходе реализации генетической информации. При этом необходимо помнить, что во всех типах РНК вместо тимина содержится урацил (У).
В задачах данного раздела генетики обычно требуется определить либо структуру фрагмента гена, в котором закодирована информация по построению клеточных продуктов синтеза (обычно это белки), либо по известному аминокислотному составу участка полипептида определить последовательность нуклеотидов в соответствующем гене. Другой тип задач - это определение фрагментов нуклеотидного состава различных типов РНК, принимающих участие в ходе реализации генетической информации.

З А Д А Ч И
1. Полипептид состоит из следующих аминокислот : аланин - лизин - триптофан - серин.
Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.
2. Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение : АЦЦАТАГТЦЦАА...
Определите последовательность аминокислот в полипептиде.
3. Участок гена имеет следующею последовательность нуклеотидов : ЦЦТАГГАГЦ...
Каков состав нуклеотидов в антикодонах т - РНК, участвующих в трансляции фрагмента белка, закодированного указанным участком гена ?
4. Изобразите схему процессинга и-РНК в клетках эукариот. 

2. ГАМЕТОГЕНЕЗ И МЕЙОЗ
Мейоз - это финальная стадия гаметогенеза, в результате которой из диплоидных соматических клеток, предшественников половых, формируются гаплоидные сперматозоиды или яйцеклетки. При решении задач из этого раздела необходимо помнить, что мейоз состоит из двух, сменяющих друг друга делений, в ходе которых происходит редукция (уменьшение) набора хромосом в два раза, а ДНК - в четыре.

З А Д А Ч И
5. Изобразите метафазу и анафазу первого деления мейоза клетки с набором хромосом 2 п = 6.
6. Диплоидный организм имеет следующий генотип по трем парам несцепленных аллелей : АаВвЕе. Напишите типы гамет, которые образуются в ходе гаметогенеза.
7. Изобразите метафазу и анафазу мейоза 2 ( деление овоцита 2 порядка ), если исходный набор генов овогония АаВв, и они расположены в разных парах хромосом.

Второй тип задач из этого раздела связан с явлением полного или неполного сцепления генов в хромосомах. В последнем случае в профазе мейоза при конъюгации гомологичных хромосом они могут с определенной частотой обмениваться идентичными локусами, увеличивая разнообразие гамет. 1 % кроссинговера символизирует единицу сцепления, равную 1 морганиде (в честь американского генетика Т. Моргана).


З А Д А Ч И

8. Гены А и В сцеплены, сила сцепления равняется 20 морганидам. Какие гаметы и в каком соотношении будут возникать в ходе мейоза у дигетерозиготного организма ?
А В
--.------.---- 
--.------.----
а в

3. ЗАДАЧИ НА НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С АУТОСОМАМИ И ПОЛОВЫМИ ХРОМОСОМАМИ.

Гены, расположенные в одной хромосоме, называются сцепленными. Вместе с генами другой гомологичной хромосомы у диплоидных организмов они образуют группу сцепления. Таким образом, число групп сцепления у таких организмов равно гаплоидному числу. Признаки, которые определяются генами, расположенными в неполовых хромосомах - аутосомах, называются признаками, сцепленными с аутосомами.

Гены этих признаков могут быть гомо - или гетерозиготными. Признаки, развитие которых определяется генами половых Х и У хромосом, называются признаками, сцепленными с полом.

В отличие от аутосом, половые хромосомы не являются гомологичными, и их нередко называют гетеросомами (от греч. "гетерос" - иной, другой). В Х - хромосоме известно большое число генов, контролирующих развитие соматических признаков, которые отсутствуют в У - хромосоме, и наоборот. Поэтому женский организм по признаку одинаковости их половых хромосом является гомогаметным, а по генному составу может быть гомо - или гетерозиготным.

Мужской ( 44 + ХУ ) организм является гетерогаметным, т.к. формирует две разновидности гамет по признаку содержания половых хромосом и гемизиготным ( греч. "геми" - половина ), т.к. в У - хромосоме отсутствуют многие из генов соматических признаков, имеющиеся в Х - хромосоме. Поэтому рецессивные аллели сцепленных с Х - хромосомой признаков у мужчин, как правило, проявляются. При наличии гена в У - хромосоме, не имеющего аллельного аналога в Х - хромосоме, признак будет проявляться только у особей мужского пола.


З А Д А Ч И
( простое менделирование)

9. У томатов ген, обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений от скрещивания гомозиготных (гетерозиготных) красноплодных растений с желтоплодными? Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.
10. У человека ген немоглухоты является рецессивным, нормальное состояние контролируется его доминантной разновидностью. В семье здоровых по этому признаку родителей два сына и дочь нормальные, а один - немоглухой. Каковы возможные генотипы всех членов семьи? Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.
11. При скрещивании серой мухи дрозофиллы с черным самцом все потомство в F1, серого цвета. В F2 ( от скрещивания особей F1 ) получено 3115 серых и 1027 черных мух. Какой признак является рецессивным ? Сколько (примерно) гетерозигот в F1; в F2 ?
12. При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании F1 с белыми получено 185 особей, из которых было 91 белых и 94 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях ? Как называется второй тип скрещивания ?
13. Аниридия (отсутствие радужки) наследуется как аутосомный доминантный признак. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из родителей страдает аниридией, а другой нормален, если известно, что у больного родителя эту аномалию имел только отец ?

ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ


Задача 1.

Решение: по таблице генетического кода находим структуру триплета для аланина (ГЦУ), затем для лизина (ААГ), триптофана (УГГ) и серина (УЦА).Подобрав кодирующие триплеты, составляем и-РНК для данного полипептида: ГЦУ-ААГ-УГГ-УЦА. По цепочке и-РНК можно восстановить участок нити ДНК, с которой она снималась: ЦГА-ТТЦ-АЦЦ-АГТ. Но ДНК состоит из двух нитей. Зная строение одной нити, по принципу комплементарности достраиваем вторую. Целиком участок ДНК, кодирующий
данный полипептид, будет иметь следующее строение:
ЦГА-ТТЦ-АЦЦ-АГТ
ГЦТ-ААГ-ТГГ-ТЦА.

Задача 2.
Три-тир-гли-вал

Задача 3.
ЦЦУ, ААА, АУЦ

Задача 4.
Вырезание интронов - сшивание экзонов - кэпирование -полиаденилирование.

Задача 6.
АBE, АвЕ, Аве, аВЕ, авЕ, аве, аВе, АВе

Задача 8.
Гены А и В сцеплены, следовГены А и В сцеплены, следовательно они расположены в одной хромосоме. У дигетерозиготного организма с генотипом АаВв в ходе мейоза будет образовываться 4 типа гамет, из них: кроссоверные аВ и Ав по 10%, некроссоверные АВ и ав по 40%.

Задача 9.
Решение в данной задаче имеем дело с одной парой аллельных генов, один из которых обусловливает красный цвет плодов, второй, аллельный ему ген, обусловливает желтый цвет. Ген красноплодия -доминантный: обозначим его буквой А, ген желтоплодия - рецессивный, обозначим его буквой а.

По условию задачи: вариант 1 Скрещиваются гомозиготное красноплодное растение АА с желтоплодным аа. У красноплодного возможны гаметы, содержащие ген А, у желтоплодного - а. При слиянии этих гамет потомство будет гибридным, гетерозиготным, содержащим и доминантный и рецессивный гены -Аа. Фенотипически все растения будут красноплодными.

Вариант 2. Скрещивается гетерозиготное красноплодное растение Аа с растением желтоплодным аа. Красноплодное растение образует два сорта гамет А и а, желтоплодное - один сорт а. В потомстве получаем соотношение 1: 1 по генотипу и фенотипу (пример моногибридного анализирующего скрещивания), т.е. половина растений будет красноплодными, половина - желтоплодными.

Задача 10.
Генотипы членов семьи: мать Аа, отец Аа, дети: Аа (нормальные дети), аа (немоглухой).

Задача 11.
Рецессивным является признак черного цвета тела мухи дрозофиллы. В F1 все мухи гетерозиготные, серого цвета; в F2 - примерно 2000.

Задача 12.
Первое скрещивание: АА х аа, все потомство гетерозиготное Аа (серого цвета). Второе скрещивание: Аа х аа. Потомство: гетерозиготное серого цвета (Аа) и гомозиготное белого цвета (аа) в соотношении 1: 1 (анализирующее).

Задача 13.
Вероятность рождения здоровых детей - 50%.

Материалы взяты с сайта ДВГУ :http://fesmu.khstu.ru/abiturient/bio3zd.htm






Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 271

Друзья сайта
  • Сайт моей школы
  • Новосергиевский РОО
  • Региональный центр развития образования
  • Интернет-педсовет
  • Флора и фауна России
  • Естествознание
  • Оренбургский государственный университет
  • Педсовет.су

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2017