Персональный сайт Подшиваловой Н.П.Понедельник, 25.09.2017, 23:27

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Приложение 1 | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

***

***
конкурс сайтов

Поиск

***
Образовательный портал Оренбуржья Сайт Образовательный портал Оренбуржья

Читайте сегодня

Сертификаты сайта

Аналитическая справка «Результаты исследования мотивации школьников  к изучению биологии в 10 -11 классах» 
 
   Предметная компетентность характеризуется уровнями знаний, познавательной активности, умений использовать знания на практике для решения каких-либо значимых для личности и общества проблем, мотивацией по отношению к изучаемому предмету.
   Одним из важных факторов, влияющих на успешную учебную деятельность, является положительная мотивация к изучению учебных дисциплин. В данном исследовании мы рассматриваем мотивацию как побуждение к деятельности. Её рост способствует формированию осознанного отношения к изучаемому предмету, развитию предметной компетентности.
    Исследование было вызвано проблемами разноуровневого интереса учащихся к изучению учебных дисциплин, определением места и значения отдельного учебного предмета среди других, введения профильного обучения по индивидуальным профильным маршрутам (ИПМ). С целью наблюдения динамики развития мотивации работа велась в течение нескольких лет.
    Цель исследования: выявить место и значимость различных мотивов учащихся в системе мотивации учения.
    Задачи: определить мотивацию учебной деятельности, разработать ряд профилактических приёмов и методов для изменения уровня познавательного интереса и практически применить их.
    Методики исследования:
1. Анкета «Как вы относитесь к учебе по различным предметам?»
2. Опросник Марковой А.К. «Я и школьные знания».
3. Диагностика учебных мотивов, разработанная методистами-биологами Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина, Липецкого и Воронежского педуниверситетов.
4. Модифицированный опросник Ч.Д.Спилберга «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах». 
5. Опросник Е. Лепешовой «Методика диагностики школьной мотивации у старшеклассников».
   В течение нескольких лет (2005 – 2008гг.) в ОУ психологической службой проводилось диагностическое исследование уровня мотивации учащихся в учебной деятельности. Инициатором проводимого исследования явилась администрация школы. Определенную диагностику вел учитель биологии Подшивалова Н.П.   
    Респондентами данного исследования являлись учащиеся 9 - 11 классов, классные коллективы и профильные группы. Причина выбора классов – преподавание в них уроков биологии данным учителем, профильное обучение в старших классах.
    Данное исследование проводилось в 2005-2008 учебных годах.
    В начале 2005-2006 учебного года 67% учеников 9 классов отметили, что им нравится биология. 27% учащихся предмет не нравился, так как материал, по их мнению, сложный, насыщен терминами и понятиями. Было рекомендовано использовать в работе психологический метод – эффект квантового выброса информации. Этот метод заключается в принципе россыпи новизны: учитель при объяснении вставляет оригинальные суждения, яркие цитаты, риторические вопросы, использует юмор.
   Применение данных рекомендаций, современных информационно-коммуникационных и продуктивных технологий обучения позволило учителя повысить познавательный интерес к предмету. Из респондентов 11 классов 2007-2008 учебного года 32% отмечают, что им очень нравится биология, 55% - нравится, 13% - не нравится.
    В 2005-2006 учебном году в школе было введено профильное обучение по индивидуальным профильным маршрутам. Поэтому изучались мотивы учащихся на базовом и профильном курсах.
   Надо отметить, что мотивация к учению у данных респондентов положительная, направлена на систематическое изучение биологии. Познавательный интерес на базовом курсе - средний, на профильном курсе – выше среднего. Мотивация направлена на достижение успеха в изучении данного предмета.  
 
 
    В течение времени движения по профильным маршрутам мотивы меняются. В профильных группах 2006-2008 учебных лет мотивация к биологии повысилась, к тому же изменилось соотношение мотивов. На первое место вышел мотив профессионального самоопределения и подготовки к дальнейшему продолжению образования в вузах и сузах биологической направленности, отодвинув на второе место мотив познавательного интереса. Это можно объяснить тем, что выбору профильного курса предшествовала предпрофильная подготовка, осуществляемая по нескольким направлениям: диагностическая и информационная работа, профильная и профессиональная ориентация, работа по формированию индивидуального образовательного маршрута, по развитию способностей и интересов учащихся через НОУ, интеллектуально-практический марафон и курсы по выбору.
   Следует отметить повышение мотивов к познавательной, преобразовательной, оценочной и коммуникативной деятельности биологической направленности у выпускников по сравнению с 10 классом.
 
 
   Задачей исследования 2007-2008 учебного года была диагностика типа и уровня школьной мотивации, эмоционального отношения у 10-классников 2007-2008 учебного года после полугодовой работы претендента учителем биологии в данных классах. Отмечаются выраженные мотивы познавательного интереса, осознания социальной необходимости и самореализации, высокий уровень мотивации достижений и познавательной активности.
 
 
Уровень мотивации и эмоциональное отношение к биологии
 

Класс

Уровень мотивации

Познавательная активность

Мотивация достижения

Тревожность

10а класс

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.

51,7%

57%

17,4%

10б класс

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.

55,2%

61%

18%

  
   Учебный предмет нравится. Объясняется это тем, что познавательный процесс на уроках и во внеурочной деятельности является творческим совместным поиском учащихся и педагога, рациональным использованием традиционных и инновационных технологий обучения. Данный учебный предмет нужен учащимся для будущей жизни, сдачи экзаменов.
   Одной из причин высокого уровня мотивации является личность претендента. Подшивалова Н.П. пользуется у старшеклассников высоким авторитетом. По мнению учеников, учитель – интересная личность, эрудированный, высококвалифицированный специалист, увлеченный своим предметом, любящий учащихся, справедливый и открытый.
 
  Вывод: учащиеся 10-11 классов адекватно оценивают изучаемый предмет, видят реальное значение получаемых знаний на данных уроках. Считают, что знания данного предмета им необходимы для успешного поступления в учебные заведения – 39 %, для расширения кругозора – 52 %, формирования общепредметных знаний и умений – 21 %, как дополнительный материал к другим учебным дисциплинам – 8 %.
  Уровень изучения биологии за время исследования повысился. Учащиеся интересуются учебным предметом, их интересы выходят за рамки учебной программы, они считают, что знания биологии обязательно пригодятся им в той или иной области жизни.
 
Педагог-психолог МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3: Данилова Е.В.
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 271

Друзья сайта
  • Сайт моей школы
  • Новосергиевский РОО
  • Региональный центр развития образования
  • Интернет-педсовет
  • Флора и фауна России
  • Естествознание
  • Оренбургский государственный университет
  • Педсовет.су

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2017