Персональный сайт Подшиваловой Н.П.Суббота, 18.11.2017, 09:03

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

***

Категории раздела
Мои статьи учителя [4]
Мои статьи завуча [13]
Мои статьи директора [3]

***
конкурс сайтов

Поиск

***
Образовательный портал Оренбуржья Сайт Образовательный портал Оренбуржья

Читайте сегодня

Сертификаты сайта

Главная » Статьи » Мои статьи » Мои статьи директора

Инновационная деятельность и программа развития – условия развития современной школы

Представление управленческого опыта

на курсах руководителей и заместителей руководителей ОО в ИПК и ППРО ОГПУ

 

Подшивалова Н.П.,

директор МОБУ «Новосергиевская СОШ № 3»

Новосергиевского района Оренбургской области

– стажерской площадки ИПК и ППРО ОГПУ.

 

Одним из атрибутов и в тоже время условием развития современной школы наша управленческая команда считает инновационную деятельность. Нашу школу можно назвать инновационно-активной, чему  способствует позитивный инновационный климат района и региона, понимаемое нами как состояние внешней среды, содействующее достижению инновационной цели, и  инновационный потенциал организации, определяемый как мера готовности выполнять задачи, обеспечивающий достижение цели.

Школа,  стремящаяся не просто выжить в инновационно насыщенном образовательном пространстве, но и динамично развиваться, должна  разумно подойти к введению инноваций на основе системного анализа внутренней и внешней среды с учетом всех своих сильных и слабых сторон, ведь от этого зависит  успешность инноваций. Пробует делать это и наша педагогическая команда.

Инновационная стратегия и тактика  школы № 3, по нашему мнению, заложена в  программе развития школы. Давайте проследим развитие школы через реализованные инновации и программы развития.

Основными документами, по которым живет школа, являются:  Устав школы, локальные акты, основная образовательная программа,  программа развития, комплексная программа «Безопасное пространство ОУ».  Мы для себя четко отделили  ООП от  программы развития. В истории нашей школы были три программы развития.  Первая программа была разработана нами к конкурсу «Школа Оренбуржья» в 2004 году.  Основная цель - создание адаптивной школы.  Основные инновации: препрофильная подготовка,  профильное обучение, освоение новых технологий, реализуемые через инновационные проекты. Основной результат: создание «Школы для всех».

Вторая программа «Школа поиска, творчества и успеха» разработана в 2007 году. Основная цель: создание единого воспитательного и образовательного пространства. Основные инновации: профильное обучение по ИПМ, система профориентационной деятельности «Найди себя», инновационные проекты «Дорогу осилит идущий», «Мы открыты для всех». Основной результат: создание «Школы  поиска, творчества и успеха».

Одной из успешных инноваций можно считать внутришкольную модель профильного обучения.   Разработанная модель получила признание на уровне региона и России, имеет своих последователей.  В рамках стратегии широкой дифференциации образовательных услуг  школа осуществляет обучение учащихся 10-11классов по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ). В этом учебном  году учениками были сформированы индивидуальные учебные планы из 7 предметных, 5 репетиционных, 16 элективных курсов. Пример вы видите на слайде.

На сегодняшний день 55 учеников 10-11 классов учатся согласно профильным  и   общеобразовательным маршрутам, сформированы 48  групп.

 Модель прошла проверку временем, эффективна, что подтверждается средним баллом по ЕГЭ, ежегодно превышающим районный, региональный, российский показатели,  позволяет более полно удовлетворять социальные запросы родителей и детей, однако усложняет учебный процесс для всех остальных классов ввиду большого числа одновременно задействованных учителей и учебных кабинетов, поэтому приходится использовать под занятия групп не только кабинеты, но и  читальный зал, актовый зал, музей, лаборантские.

С  2011 года школа реализует программу развития «Будущему навстречу», основной идеей которой является инновационное развитие школы как модели «Открытая школа».  Целью программы является формирование многомерного открытого образовательно-воспитательного пространства, способствующего становлению жизнеспособной личности выпускника. Основные инновации: сетевое взаимодействие, дистанционное обучение, ФГОС второго поколения. На основе анализа промежуточных результатов, мы разработали  три инновационных проекта: «Шире круг», «Здоровое завтра», «Школа 21 века». Основной предполагаемый  результат реализации программы развития: создание общественно-активной «Школы будущего».

Инновационный проект - «Школа 21 века».  Современная школа, по мнению коллектива учителей, родителей и учеников, должна быть инновационно и общественно-активной, информационно-открытой, разумно сочетающей инновации и традиции, со своим  особым укладом и оргкультурой.

Одна из масштабных инноваций – ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты), внедряемые в образовательный процесс школы с 2011 года. Сейчас по ФГОС второго поколения работают 6 классов начального общего образования, на уровне региональной экспериментальной площадки учитель биологии Кудашкина Л.Л. ведет апробацию нового учебника в двух шестых классах.

Локальная инновация – дистанционное обучение. Этот эксперимент позволил нам освоить новые технологии, решить проблемы обучения учащихся во время сильных морозов, карантина, длительного отсутствия учеников, внести посильный вклад в реализацию районной сетевой модели – в прошлом учебном году учителя информатики и химии вели занятия в 5 школах. Мы достаточно хорошо отработали две формы: обучение с использованием Интернет-ресурсов и электронной почты.  Однако, слабый уровень учебной мотивации учащихся, профессиональной мотивации отдельных педагогов, отсутствие у некоторых  учеников  домашних компьютеров и подключения к Интернету, уровень технической оснащенности кабинета информатики, не соответствующий современным требованиям, недостаточная скорость  и проблемы с Интернетом, являются причинами недостаточной, на наш взгляд,  эффективности инновации в данных условиях. Поэтому мы продолжаем над этим работать.

Еще одно из направлений проекта – активизация общественно-государственного управления и информационная открытость школы. Сейчас активно работает Совет школы, общешкольный родительский комитет. Совместные дела, участие во внутреннем аудите, рейды родительского контроля, публичные отчеты перед родительской общественностью, дни открытых дверей для родителей, освещение событий  на  школьном сайте стали хорошей традицией.  В перспективе планируется создание блогов Совета школы и общешкольного родительского комитета,  участие родительской общественности в развитии школьного сайта, сотрудничество по вопросам информационной открытости.

Следующее направление проекта  - управление информационными потоками и развитие организационной культуры школы. Проведенное исследование выявило сильную оргкультуру, сочетающую в себе ролевой и командный (деятельностный) типы, ориентированную на результат. Сейчас идет работа над уточнением миссии и философии школы, разрабатывается бренбук, идет работа над дизайном фойе и кабинетов, формированием позитивного имиджа.

Четвертое направление – использование современных образовательных, воспитательных, управленческих технологий. Создание и реализация предметных и социальных проектов, работа с компетентностными  информационно-коммуникационными технологиями, усиление деятельностного подхода на уроке, применение программно-целевых, маркетинговых технологий, технологий стратегического и инновационного менеджмента, участие в оргдеятельностных проектах регионального и федерального уровней, надеемся, дадут необходимый эффект в становлении школы будущего.

Пятое направление – изменение в воспитательно-образовательной системе школы. Весь учебный год разбит на месяцы, посвященным главным событиям школьной жизни. Открытая модель внеурочной деятельности  и дополнительного образования «Найди себя», объединяющая в себе классные коллективы, детские общественные организации, клубы, кружки, секции, сформированные согласно выявленному в ходе маркетингового исследования запросов социума, родителей и учащихся, реализуется в виде коллективных творческих дел (КТД).  Нашла отражение в проекте и идея школьных турниров, конкурсов, конференций, посвященным героям нашей школы – Заслуженным учителям, знаменитым выпускникам, активных общественных деятелей.

Основная идея проекта «Шире круг»: системное, многомерное, активное, с использованием современных информационных технологий взаимодействие с партнерами всех уровней через инициацию мероприятий школой как Ресурсным центром сети. Об этом поговорим в отдельном модуле.

Третий проект - «Здоровое завтра». В рамках проекта предполагается создание безопасной, здоровьесберегающей среды школы,  усиление физкультурно-оздоровительной работы, изменения в учебно-воспитательном процессе.

Обучение по триместрам – режим, рекомендованный Институтом здоровья детей и подростков, взятый нами у наших партнеров – московской школы с углубленным изучением иностранных языков № 1288, работающих по данной модели четвертый год.

Создание комфортной, уютной и красивой школы,  психологически комфортной среды для всех участников образовательного процесса, благоустройство территории школы, развитие школьной инфрраструктуры реализуется через коллективные проекты «Как хорошо лицо свое иметь», «Зеленое кольцо школы»,  «Безопасное пространство ОО», «Уют. Красота. Здоровье». Проектная группа работает над изучением здоровьесберегающих технологий школ Ямбурга, Базарного,  «Школы здоровья» г. Москвы.

Успешности инноваций, а, значит, и программы развития, способствует  привлечение научных работников и институтов к кураторству инновационной деятельности школы. Научным руководителем  школы является Ганаева Елена Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор, руководитель кафедры управления образованием ИПК и ППРО ОГПУ. В октябре нами был разработан план очно-дистанционных занятий в рамках работы клуба современных деловых людей для педагогов и родительской общественности,  Еленой Аркадьевной было проведено занятие «Стратегия школы в современных условиях», в ноябре – дистанционно  мы работали  над проблемой уточнения миссии и разработки философии школы.

Работа с программой развития и инновационными проектами на всех этапах –разработки, реализации, анализа  результатов идет в логике менеджмента, в частности стратегического и инновационного. Поэтому нам управленческой команде, конечно же, необходимы специальные знания  и постоянный поиск качественных образцов для сравнения. Мы часто работаем с материалами сильных школ, сравниваем, учимся, совершенствуемся.

Задуманные инновации могут быть как успешными, так и привести к иным результатам. Поэтому они требуют серьезного, вдумчивого отношения, рационального использования имеющихся ресурсов, постоянного мониторинга, корректирующих воздействий, учета постоянно меняющихся факторов внешней среды. Иногда недостаток ресурсов или недостаточно грамотный анализ входа инновации являются причинами  результата слабоэффективного или совсем отклоняющегося от задуманного.

Причинами затруднений в осуществлении инновационной деятельности мы видим в  недостатке ресурсов: кадровых, временных, мотивационных, материально-технических, финансовых. Мы определяем риски и пытаемся их нейтрализовать. Пример на слайде.

Но поддержка, оказываемая  школам на уровне района, области, по нашему мнению, позволит нам  сделать инновации эффективными, а наших учеников успешными. А мы с Вами, конечно, будем заниматься инновациями, будем реализовывать программы развития своих школ, ведь это условия развития современной школы - школы 21 века.

 

Категория: Мои статьи директора | Добавил: npodshivalova (21.01.2015)
Просмотров: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 271

Друзья сайта
  • Сайт моей школы
  • Новосергиевский РОО
  • Региональный центр развития образования
  • Интернет-педсовет
  • Флора и фауна России
  • Естествознание
  • Оренбургский государственный университет
  • Педсовет.су

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2017