Мое портфолио профессионального роста
Содержание
1. Как хорошо лицо свое иметь... Портрет.
Что собой представляет портрет? Заглянем в словарь. "Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами, а также в литературе и криминалистике. Вот и первый раздел моего портфолио воспроизводит несколько черт или характеристик моей личности, который позволяет увидеть меня со стороны.
Документы - это свидетельства, доказательства, удостоверяющие наличие фактов определенного значения. В данном разделе содержатся копии документов об образовании, повышении квалификации, участии и победах в конкурсах. Расположенные по годам и по уровням, они позволяют показать профессиональный рост учителя.
3. Путь длиною в несколько лет. Мониторинг профессионального роста.
Что такое мониторинг? Английское слово monitoring означает «наблюдение, процесс отслеживания происходящего, фиксация увиденного». Обычно мониторинг проводят люди, организации или учреждения, которые хотят узнать о том, какие закономерности характерны для определенного периода, деятельности той или иной сферы общественной жизни, политической ситуации, технологического процесса. Мониторинг — важный вид деятельности любого педагога, в том числе мониторинг своего профессионального роста. Принцип проведения мониторинга един для всех. Вначале надо поставить цель, потом составить план работы, собрать материал, систематизировать, проанализировать его, сделать выводы и наметить перспективы. Участие в методической работе на уровне школы, района, области и России, конкурсном движении, деятельности общественных организаций, награды и поощрения позволяют отследить, пронаблюдать за изменением уровня профессиональной компетентности учителя.
Учитель по роду своей профессии разрабатывает уроки, внеклассные мероприятия, дидактический материал, в процессе аттестации пишет квалификационные работы, готовит выступления к педсоветам, семинарам. Эти работы значимы для самого учителя, но не менее интересны они могут быть для коллег, молодых учителей. В нашем открытом информационном пространстве, когда вырос поток информации как для учителей, так и для учеников, только сотрудничая с с единомышленниками, используя материал, предоставленный ими, выставляя свои наработки на всеобщее обозрение и использование, можно сделать действительно эффективными процесс обучения и процесс профессионального развития.
Современный учитель обучает своих учеников не только на уроках и не только знаниям. Индивидуальная работа позволяет раскрыть ученика подчас с неизвестной стороны, помочь ему найти себя, свой путь в жизни. А совместное творчество учителя и ученика, сотрудничество в процессе работы ставит их на позиции единомышленников, объединяет в единую команду. За годы работы моими учениками выполнено много самых разных творческих, реферативных, исследовательских и проектных работ. Каждый год находятся ребята, которым хочется не просто учить предмет, но и наблюдать, искать, творить. Немало моих учеников выбрали профессии, так или иначе связанные с биологией. И это значит, знания и умения, полученные ими в процессе нашего совместного поиска, пригодились, и возможно еще не раз будут востребованы ими в жизни.
Участвуя в конкурсе, получаешь многое. А самое главное - заряд энергии на будущее и новые идеи. Как заместитель директора по УВР школы занимаюсь методической работой. А значит, готовлю к конкурсам своих учителей. Считаю, что лучше помогу им подготовиться, если сама пройду некоторые из них и смогу оказать поддержку не только методическую, но и психологическую, помня свой опыт, надо сказать разный! Я считаю, что конкурсное движение надо начинать на уровне школы, в своем коллективе. И дело администрации грамотно организовать, помочь, поддержать конкурсанта. И хотя есть свои минусы, я - за конкурсы! Как участник многих конкурсов считаю, что делать дело и оформлять материалы сразу нужно так, как будто завтра на конкурс. Это дисциплинирует и очень помогает в работе.
Учитель - фигура заметная. И должна быть оценена независимой оценкой общественности, коллег, родителей, учеников. И если это оценка хорошая, держишь себя в "тонусе", чувствуешь еще большую ответственность за свои дела, поступки, мысли.
Информационные технологиии и Интернет глубоко проникли в жизнь современного учителя. Начиная с работы на компьютере как на печатной машинке, я и не предполагала, что всего через несколько лет не смогу представить себе жизни без компьютора, Интернета. На курсах, семинарах, мастер-классах и самостоятельно пришлось осваивать компьютерные технологии. Любимыми направлениями использования ИКТ являются создание мультимедийных презентаций, выпусков газет и брошюр, работа с интерактивной доской, разработка сайтов. И вот новый виток - дистанционное обучение учеников, работа в сетевом сообществе и создание открытого электронного портфолио. Вперед - к новому! |